| ..::воля::.. | ..::прочесть::.. | ..::скачать::.. | ..::заказать::.. | ..::english::.. | ..::deutsch::.. |


ПОСЛЕДНИЕ ТАНКИ В ПАРИЖЕ ВО ФРОНТОВОЙ ОБСТАНОВКЕ

Концерту выборгской спагетти-панк группы "П.Т.В.П." в питерском клубе "Фронт" были предпосланы страшного вида анатомический флаер с изображением младенца в разрезе, анонс на РокмЬюзик.Ру и улюлюканье в форуме сайта, после которого посетить мероприятие было честью для "автора пресс-релиза". Чтобы осуществить сие, автор взял билеты в кассах Ленинградского вокзала и поехал на выходные в Питер.

Питер встретил грозой, сменившейся затем солнцем и свежим ветром, что удачно контрастировало с московским смогом, а также перекрашиваемым в поносный цвет зданием Московского вокзала (в честь 300-летия Санкт-Петербурга. Видимо, это тонкая антимосковская шутка местных сепаратистов).

Клуб "Фронт" находится на улице Черняховского, неподалёку от метро "Лиговский проспект" (привычка определять место по ближайшей станции метро - это, конечно, чисто южно-столичная фишка) и совсем рядом с первым в городе интернет-кафе "Тетрис", открытым холодною зимой 95-96 годов, откуда "автор пресс-релиза" и писал свои первые восхищённые строчки в форум после концерта. К заявленным 20.00 во дворе дома 31 и в окружавшем двор городе было ещё светло, морской ветер быстро гнал по небу редкие рваные облака, повсюду вокруг кучковались парами, группами и поодиночке типичные посетители панк-концертов как они есть - Шарапов в кепочке "D.I.Y. 100 процентов" и очках, вышедших из моды лет 40 тому назад (Жени не было - мотал суточный срок на работе), весь в чёрном Джордж, сменивший недавно не только название своего домашнего лэйбла, но и статус городского бездельника на студенческий билет факультета журналистики СПбГУ, скептическая в этот вечер Утка, вокалист Паша с крашеными волосами из новой хардкоровой группы "'Til I Die" (они провели ровно один концерт и уже выгнали барабанщика), юный тонкий готический Гребенщиков (Виталя) из "Свиней В Космосе", создатель прекрасного сайта о Свине и "АУ" "товарищ Махно", несколько постоянных посетителей Негативного университета (новая инициатива Барбары и Александра, двух активистов), а также неопознанные корреспондентом РокмЬюзик.Ру городские и пригородные антисоциальные элементы или, как их некогда называли, "неформалы". "Все подонки в сборе", - радостно заурчало в голове у корреспондента. Впрочем, это было далеко не так. "Подонки" всё подходили и подходили. Здесь же был и Никонов, уже причёсанный и напомаженный - пока не стемнело, он метался от кучки к кучке, жал руки, перетирал о делах (мне удалось поглядеть одним глазом на клёвый макет никоновской книжки стихов - дизайн, по слухам, сделан Бивисом из московского "Unconform’а"), чмокал девчонок, уточнял вписку по списку и т.п.

С началом медлят - у барабанщика не хватает каких-то деталей. Машина уже поехала и вскоре возвращается - с деталями и с самим барабанщиком Деней, выпрыгивающим из багажника.

Добрая половина тусующихся отваливает, не дождавшись начала - двор "Фронта", бывшего когда-то рядовым бомбоубежищем, во дни концертов превращается в своего рода клуб под открытым небом, в массовую стрелу, где создаются и распадаются рок-группы, обсуждаются новые номера питерской и иногородней самиздатской периодики типа "Voice", "Ножей и Вилок" или "Мегафона", происходит обмен кассетами с диковинными записями и прочим редкостным "стаффом". Меж тем, во дворе (надо полагать, и в городе в целом) темнеет, и на фоне неба, на холмике над входом в подземелье, вырисовываются всё более грозные в сполохах пламени силуеты хозяев "Фронта", жарящих себе на мангале какую-то пахучую вкуснятину. Зрелище завораживающее.

На звуки музыки около 21.30 народ постепенно стекается в зал. Оказывается, это лишь настройка. Никонов, не выпуская из рук сигареты, напевает / наговаривает в микрофон англоязычный исходник знаменитой "Чиво-чиво" и просит прибавить гитару и бас в мониторы. Следом на сцене появляется худой сосредоточенный персонаж с ирокезом и длинным чёрным духовым инструментом с металлической отделкою, который на поверку оказывается бас-кларнетом. Звук у него низкий и тревожный, во "Фронт" словно проникает своими мокрыми щупальцами тяжёлый питерский ноябрь, хотя на улице ещё два с половиной часа жарить августу. У цепи, отделяющей зал от сцены, уже тусуются двое оголтелых подростков - позднее их летающие тела корреспондент РокмЬюзик.Ру не раз оградит от опасных столкновений со стенами.

Вообще, разбить себе голову об потолок во "Фронте" проще простого - но это становится ясно чуть позже, во время брутального слэма. Пока же он лишь мрачно нависает, помогая настраивающемуся бас-кларнетисту в создании подходящей для концерта с названием "В руки ножи" обстановки депрессии и необъяснимой тревоги.

Сзади меня в бар проходят две причудливо гибкие девушки на шпильках. Кажется, они именно в бар, а не на Никонова. На Никонова и "П.Т.В.П." здесь и так уже биток - как все они будут танцевать, непонятно. Концерт начинается со звуков кларнета, вроде бы ещё настраивающегося, но Никонов ровно под эти звуки берёт микрофон и читает новые стихи - одно, второе, третье. Сознание моё не справляется со скоростью чтения, записывать мешают толкающиеся оголтелые подростки, я запоминаю лишь последние две строчки:

ты можешь отказаться от вечности?
выйти из туалета сверхчеловеком?

Лёха хорошо сознаёт, что это не поэтический вечер. Концерт "П.Т.В.П." - синтетическое действо. После трёх стихов начинаются песни. Что-то новое, где звучит революция, "Дефлорируй, детка!" и "Может быть хуже". Публика, словно была заведена ещё с утра, в угаре, подростки уже стартовали со своими полётами - благодаря протиснувшимся в центр тусни здоровенным мачо - именно они сообщают подросткам и вектор, и ускорение. Больно пихается локтями под рёбра молодая девица с обширной грудью - всякий раз ровно тогда, когда я пытаюсь записывать порядок песен. Ещё одна новая, Никонов объявляет её: "Про наших звёзд теперь... русского рока, мать его!" Похоже, тут в зале собрались настоящие фанаты: поют вместе с Лёхой слова совсем новых песен. "Ещё один день / осталось так мало / мы будем делить / одно одеяло..." - это уже не про звёзд, а про быт, про любовь - про то, что удаётся Никонову лучше всего, если не считать революции.

Говорят, их хотели позвать в Париж, на большой фестиваль в свежезахваченном сквоте, но у парней из Выборга не были готовы загранпаспорта. "Позже, позже", - говорит мне Лёха. Позже из заявленного остаётся пока только Берлин, но и это ещё может отмениться (в Берлине - финансовый кризис). Впрочем, в Москву бы выбраться, Москва звёздам D.I.Y. покамест жёстко стелет. Концентрация дыма во "Фронте" становится почти невыносимой, но я пока что ещё не готов бросить своё выгодное - два метра до сцены - место, по соседству с подростками-самолётами и с опасно работающей локтями пышногрудой девицей. Ещё один стих и - "Сиду Вишезу", песня группы "Химера". Жуткий слэм, полёты подростков из-за скорости становятся почти невидимыми, Лёха доволен, стоит в героически-сексуальной позе, пряжка на яйцах, в первом ряду счастливо повисли на цепи одни девчонки. Подряд идут "В руки ножи", "Улицы для рабочих" (ещё одна песня про порошок) и что-то, мне незнакомое. Бас-кларнетист надрывается так, будто хочет выдуть мамонта через игольное ушко. "Взрывы", - объявляет Лёха и поёт "Гекс@ген" - заглавную вещь с альбома 2001 года. Никонов не скрывает улыбки, он в восхищении от зала, который не просто подпевает: "Гексаген-гексаген!!!", но и поёт вместе с ним весь текст. Подростки привычно летают, здоровенные мачо чудом (и, кажется, тоже привычно) не разбивают себе головы об потолок. Пауза. Крик из зала: "Последний хардкор в Питере - П.Т.В.П.!" И Лёха, с завязанными дамским шарфом глазами, действительно поёт старую хардкоровую тему:

звёзды трахнули луну
у меня такая карма
у меня такая крайность
объективная реальность
фикция!

И следом, конечно, рэпкоровый (легендарный панк-издатель Эд Киреев из "Play Hooky!" считает эту вещь альтернативой) "И, реализм":

негатив проявлен
вот дурацкие шутки
мир не дороже
вокзальной проститутки
счастье и психоз, дороги и машины
фабрики, заводы, скрытые пружины
удовольствий, желаний, таких состояний
этих преступлений
самоудовлетворений
болезней, насилия, страха
этой реальности, которую
трахнул

И снова - время для коллективных вокальных усилий. Не успел Лёха дочитать: "у тебя / точно / такая / реальность!!", как гитара берёт первый, узнанный всеми в зале, аккорд - "Глаза ментов"! Хором, всем залом, весь текст до единого слова!

глаза ментов бросают в дрожь
луна втыкает в сердце нож
пинать детей, какой союз
приказ по армии искусств

Снова стихи. Затем - спокойная лирическая "23 часа", свежий "Конец дискотеки" и шедевр порно-лирики "Я тебя люблю", на которой девки хором - вы уже догадались! - яростно орут: "Каждая девка хочет в кровать!!!" Не орёт только восторженная иностранка - то ли шведка, то ли голландка - она не понимает слов. Да и об отношениях полов в Роттердаме или Гётеборге, надо полагать, немного другие представления, чем в русской провинции. Впрочем, на лице у неё - то же самое предоргазменное выражение!

Контрастом - остро-социальная "Жирного убью!", трагическая "С полчеком" - "по новым районам / с полчеком в кармане / она торопилась / к любимому парню / тебе говорила: "привет!" (о, будь проклят героин, эта песня кончается так плохо!!) и монументальная "В нирване" с великими строчками "...в горле / теснится народ / доктор долго светил / мне фонариком в рот...". Но "В нирване" слишком оптимистична - это значит, что следующий номер (номер 20 из обещанных 32-х) - мрачнейшая "Империя" с жутким, депрессивным, чудовищно прекрасным звуком бас-кларнета в финале! Класс! Просто нет слов!!

Когда после долгого соло кларнетиста Лёвы Фельдмана (он уже играл с "П.Т.В.П. " в прошлом году, но более известен как Лёва из группы "С.О.К.", играющей "реггей народов севера", - Лёва покинул этот "С.О.К." две недели назад) Лёха объявил "Отель Калифорния", я поначалу не поверил. И узнал тоже не сразу - но узнать всё же пришлось. Да, это был тот самый "Отель Калифорния" группы "Eagles", преобразованный в жёстком панковском ключе до неузнаваемости. "Спасение утопающих - дело рук Лёхи Никонова!" Следом - любимая песня басиста Егора Недвиги - "Знак вопроса", длится секунд семь или восемь, и "Игрушки".

Прямо у меня перед носом зачем-то курят табак невесть откуда взявшиеся красиво причёсанные и цивильно прикинутые девицы, ещё три секунды назад благоухавшие иностранной косметикой. "Господи! Что это за явление Христа народу?!" - думаю я. Оказывается - старые фанатки. Кудрявая говорит длинноволосой: "Посмотри на этих [у цепи - В.Т.] и вспомни нашу молодость!" Несмотря на свою, явно не прошедшую ещё молодость, "старые фанатки" курят совершенно нещадно и, в свою очередь, удивляются, глядя на меня, записывающего на листок фразу "впереди меня загораживают обзор вкусно пахнущие шампунем девушки": "Тут же давка, вы чего тут записываете, идите лучше туда [кивок в зад зала - В.Т.]". Комлимент я произнести не успеваю - в доказательство давки девчонки бодро пихают меня локтями под дых.

- Следующая песня, - прерывает мою дыхательную гимнастику Лёха, - называется "Про то, что будет с вами" - и поёт "Под арест". И сразу - последнюю перед перерывом "Иногда здесь бывает круто...", с новой (не такой уж и новой, просто - послеальбомной) версией припева:

кровь и сперма - это наверно
кровь и сперма - это любовь

На улице уже окончательно темно, все вываливают курить и холмик бомбоубежища в мгновение озаряется маленькими красными точками. Кажется, обещанный live-альбом "Не про любовь" с концерта 10 июля в "Молоке" не выйдет - запись получилась говно. Зато скоро подоспеет на кассетах "Ипекакуаны рекордц" "ДеВствительность" - весенний концертник. "Влад, как там в Москве? Что-нибудь происходит? До нас ведь не доходит ничего... Есть какие-то акции, или анархисты спят?! Так и думал... Слушай, надо с этим что-то делать, нужна новая идея, нужно новое основание для анархизма, нужно это сформулировать, у меня просто не хватает мозгов, но если этого не сделать, - конец! Система раздавит нас, постмодернизм сожрёт всё!" У Влада тоже не хватает мозгов. Несколько затяжек (беломорина всё время тухнет), несколько автографов и Лёха вновь скрывается в казематах "Фронта".

Пока вокалист и автор текстов "П.Т.В.П." пробиралася к сцене, группа без него успела отыграть "Чиво-чиво", благо партия вокала тут незамысловата. Водрузившись на сцену, Никонов тут же ломает микрофон, снимает другой микрофон со стойки бэк-вокалиста и басиста Егора: "Второе отделение будет тихим и депрессивным". Подряд идут две старые медленные песни, названия которых я никак не могу вспомнить (я оттёрт со своих прежних выгодных позиций и осознаю, что новые - не менее выгодные: девушки галёрки взрослее и приятнее оторванных молодых фанаток "на цепи"), потом "Новая жизнь" и "Инициалы" - мрачные сексуальные хиты с альбомов "Девственность" и "Порномания". Затем - молодёжный боевик "П.О.Р.Н.О." (ничего себе - "медленно и печально"!) и "Новые календари" - красивая песня с быстрым долбежом и распевным "Ааа-аа-аа...". После "Новых календарей", 32-й (как и было обещано читателям РокмЬюзик.Ру) песни, в дело вступает мистика - лихо ломается бас-гитара. Не просто струна слетает, отказывает шестерёнка, натянуть новую на концерте не представляется возможным. Всё?

Всё: под жуткие звуки бас-кларнета Лёха читает стихи ("Никонов, не бросай писать стихи!" - кричат ему из зала) и потом ещё одна, последняя песня. 33-я. "Извините, ребята! Мы сломали микрофон, сломали бас... Сезон открыт. Приходите сюда 12-го, будем играть вместе с латышами, более быстрые вещи".

Из клуба, пропитанного табачной гарью и чужими сексуальными миазмами, хочется вылететь быстрее, чем пробка вылетает из шампанской бутылки. Я иду по ночной улице Черняховского и в соседнем доме обнаруживаю интернет-кафе "Тетрис". Интернет в Питере, по сравнению с Москвой, недорог. Я сажусь за компьютер и первый репортаж о концерте, строк на 15, пишу подруге в Америку. Она давно - дня три - не подаёт о себе вестей и я немного нервничаю. По дороге съедаю шаверму за доллар, пресекаю попытку проститутки познакомиться со мной и думаю о том, почему у меня не хватает мозгов не только для реформирования русского анархизма, но ещё и для того, чтобы описать всё так, как оно действительно было, как Лёха ПЕЛ, как девочки ВИЗЖАЛИ, как двое здоровых мачо своим брутальным слэмом ЗАЕБАЛИ ВСЕХ, как оргазмически УЛЫБАЛАСЬ и подтягивала отворот майки всё ближе к груди та шведская или голландская девушка... Не знаю, в чём дело. Может быть, фамилия неудачная. А может просто подруга все выходные звонила мне из Америки и не дозвонилась - я был в Питере. И теперь нам обоим немного грустно.

Иногда мне кажется, что "П.Т.В.П." скорее сыграют на East Coast, в Филадельфии, PA, где учится сейчас Крапива, чем в Москве. Впрочем, съездить в Питер на концерт любимой группы меня лично не парит. Но не поедешь же туда всем городом!

Влад Тупикин

Впервые опубликовано на сайте www.rockmusic.ru

ВОЛЯ, международная анархическая газета, №15, 24 октября 2002 г.

вернуться