Печать
Просмотров: 464
|
06.12.2007 | Неформатный киноклуб своими руками
|
Важнейшим из искусcтв для нас является кино!
Если ваша неприязнь к существующему режиму не вдохновляет
вас на участие в партизанской войне, демонстрациях, забастовках, махачах с фашнёй
и прочих подобных делах, то можно пойти другим путём – развивать анархизм
«снизу», путём агитации масс. При этом ехать в Сибирь или устраиваться на
стройку совсем не обязательно – организуйте киноклуб.
Помещение
Первым делом вам нужно "пробить" варианты с
помещением. Основные требования: зал не менее 50 посадочных мест (меньший
осваивается очень быстро и приходится покидать
"прикормленное" место) и доступность
(центр города, близость остановок общественного транспорта – легко
добираться и находить). Заранее выясните "политику администрации".
Будут ли они контролировать ваш репертуар или им до фени ("Ну, парнуху там
не крутите"). Подходящими для показов местами могут стать: школы (особенно
частные), бывшие совковые «красные уголки» (у кого они остались, конечно),
молодёжные культурные центры, ДК , клубы и т. п. Отношение к продажам DIY журналов,
газет, музыкальных дисков, значков, нашивок, маек, фильмов, чая, кофе, пива,
веганской еды и т.д. Отдают вам на откуп продажу билетов или администрация
будет делать это сама (обговаривается, кому какой процент). Если вы вообще не
собираетесь продавать билеты, то возможен вариант с коробкой для сбора денег на
входе, обязательно с человеком, её контролирующим. Придётся вам платить аренду
или можно обойтись без неё. Возможны варианты. Например, вы даёте администрации изредка пользоваться вашей
техникой (если она ваша личная или в долгосрочной, дешёвой аренде). Администрация
помещения "кормится" с буфета в оном (бара, если вы снимаете зал в
кабаке). Это будет работать, если ваша публика будет оставлять в буфете деньги.
В городе N. сделали таким образом: на входе посетитель киноклуба платит 50 руб.
за талон, в обмен на который он потом получает напитки или еду в баре на ту же
сумму. В помещении должны быть доступные туалеты (не забывайте, что некоторые
фильмы идут и по пять часов), рабочие
электророзетки в зале, гардероб или место для верхней одежды (основной сезон
работы киноклубов не летний).
Договоритесь с администрацией, кто лично из организаторов
киноклуба ответственен за сохранность оборудования и порядок в помещении.
Желательно, чтобы всё общение с администрацией вёл один и тот же человек,
рассказывая о результатах переговоров всему коллективу (это тем более важно,
если с администрацией общаются разные люди). Так вы избавите себя от лишних
"нестыковок".
Если есть вахтёры, договоритесь, чтобы они лично не пытались
"разруливать" некрасивые ситуации с участием ваших зрителей. Пусть
сразу ставят вас в известность, если что-то не так. Проще самим вытереть
пролитое пиво, прибить оторванную ручку в туалете или выгнать (утихомирить)
пьяного, чем объясняться на следующий день с администрацией, читая про эти
происшествия в докладной записке.
Опасайтесь перехватывания инициативы администрацией
помещения. После того, как место будет раскручено, вас могут легко выкинуть, и
начать крутить всякую ерунду на коммерческой основе.
Не перебарщивайте с репертуаром. Если ваш киноклуб находится
под серьёзным контролем, не стоит крутить вещи, из-за которых вы однозначно
потеряете помещение. Например, если это младшеклассная школа, не стоит
увлекаться фильмами с откровенными эротическими сценами. Помните, помещение это
очень, очень серьёзный ресурс. Особенно – в настоящий момент.
Техника
Самый важный и дорогой предмет – видео-проектор. Остальной
минимальный набор техники: видеоплеер, DVD-плеер, музыкальный центр с
аудио-входом или усилитель и колонки или активные колонки, экран или белая
ткань (не требуется при наличии ровной белой стены). Шнуры для коммутирования
техники, удлинители. Может понадобиться микрофон, если вы в состоянии будете
организовать прямой перевод с иностранных языков. Теоретически, видео-проектор
может быть заменён телевизором с большим экраном, но тогда эффективность вашего
киноклуба снизится процентов на семьдесят.
Продумайте, как и куда проще повесить экран, где и на чём
будет стоять видео-проектор, колонки, плеер. Где будет храниться техника или
как доставляться до места. Откуда лучше тянуть питание, чтобы зрители не
спотыкались о провода.
"Политика" показов
"Думай головой, а не телевизором! "
Список фильмов, которые вы собираетесь показывать, должен
быть составлен заранее. Все фильмы должны быть у вас в наличии или вы должны
быть на 100% уверенными, что в день показа они у вас будут. Если вы лопухнётесь,
и "кина не будет" или будет, но другое, зрители хорошенько подумают,
стоит ли с вами связываться в следующий раз.
Не стоит стартовать, если у вас в наличии есть один крутой
фильм. Это вам, по большому счету, не даст ничего, зато времени и ресурсов
съест кучу. Обязательно составляйте программу на две или три недели вперед!
Перед сеансами нужно делать анонсы фильмов, которые будут показаны в будущем (с
датами и временем показов). Это минимизирует ваши затраты на рекламу (которая
двигатель прогресса:)).
Желательно привязывать показы к конкретным дням недели и
конкретному времени. Например, сеансы начинаются в 19-00 по средам или во
вторник и четверг. Таким образом, люди будут заранее планировать свою неделю,
учитывая расписание киноклуба.
Старайтесь привязывать темы фильмов к праздничным датам или
новостным событиям. Например, на 23 февраля – фильмы о войне в Чечне или
антимилитаристские и пацифистские, на 8 марта – на тему феминизма,
антиглобалистские – во время подобных протестов. Можно пробовать
"поиграть" связкой "художественное и документальное кино"
по одной теме или событию, показывая их в один день или подряд в разные дни.
Можно делать тематические связки или географические (месяц немецкого кино),
либо по конкретному режиссёру, но старайтесь не переборщить. Пляшите и от печки
(публики), чтобы не удивляться потом: "Почему нас только двое в зале? Ведь
мы показали подряд двадцать пять офигительных фильмов про Че Гевару!"
Очень важно не превращать киноклуб в обычный кинотеатр. Не
должно быть так, чтобы люди просто приходили посмотреть кино и сразу уходили.
Нужно, чтобы люди имели возможность
поделиться впечатлениями об увиденном, а ещё лучше поговорить о проблематике
фильма. Например, вы посмотрели кино, которое поднимает вопрос о миграции населения. В этом случае можно
обсудить помимо самой миграции, проблему бытового национализма, ксенофобии и т.
п.
Очень часто бывает так, что проблематика фильма не столь
очевидна. Допустим, вы решили показать видео с протестов против "большой
восьмёрки". Большинство людей явно будет не понимать "зачем они это
делают". Для того, чтобы этого не происходило, необходимо сделать
небольшое сообщение перед показом и расставить соответствующие акценты. Вообще,
так лучше делать всегда, независимо от фильма, просто объясняя, почему мы
смотрим именно этот фильм.
Реклама
Самое оптимальное – это расклейка афиш и реклама через
Интернет. Афиша – это дёшево и сердито. На афише обязательно должно быть
написано название фильма, дата, время и место показа, режиссёр, короткий анонс
фильма (2-5 предложений), название киноклуба, контакт (если есть) - сайт,
e-mail, телефон. Желательно присутствие на афише логотипа киноклуба (если
таковой имеется) и кадра из фильма (либо тематически связанной картинки).
Оптимальный размер афиш – А4. Их просто и дёшево печатать (в
силу доступности техники этого формата) и удобно расклеивать. Если у вас нет
человека, который может сделать хороший дизайн афиши в графическом редакторе,
верстайте её в простом "Ворде". Нет возможности верстать или печатать
– пишите маркером от руки. Расклеивать афиши стоит в местах скопления людей или
на путях их перемещения: на остановках общественного транспорта, столбах около
них, около входов в учебные заведения, на перекрёстках больших улиц. Афиши
клеятся на уровне взгляда или чуть выше. Хорошо работает "веерная"
расклейка 4-6 афиш рядом в линию или блоком. Клеить надо на клей ПВА
(морозостойкий зимой!). Закупать его нужно большими – 2,5-3-х литровыми
банками – в магазинах для ремонта. Затем переливать в тюбик с длинным носиком и
крышкой (от клея ПВА из канцтоваров). ПВА можно разбавлять водой до 30
процентов. Клей должен быть в более или менее текучем, а не в сметанообразном
состоянии. Можно заправить и носить на расклейку несколько тюбиков, а можно
дозаправлять один из пластиковой бутылки из-под кетчупа, средства для посуды или
другой подобной с крышкой и небольшим отверстием.
Из возможностей Интернета нужно использовать прежде всего
местные городские форумы. Затрат никаких – ни по времени, ни по деньгам, плюс,
можно, помимо создания отдельной темы о киноклубе (в ней вешаются афиши),
приглашать лично людей, которые по своим высказываниям вам идейно близки или,
наоборот, высказывают противоположную точку зрения. В последнем случае, если вы
смотрите фильм о социализме ("Гуд бай, Ленин", например), пригласите
какого-нибудь коммуниста на просмотр и обсуждение. Может, так удастся кого-то
переубедить и найти новых товарищей. Следующей стадией коммуникации любителей
неформатного кино может стать жж-коммьюнити. Там вы можете обсуждать репертуар
и другие текущие вопросы. Если вы боитесь спалить киноклуб, делайте жж
закрытым и подписывайте туда только
знакомых.
Хорошо делать параллельную рекламу: афиши и Интернет
работают на разные аудитории.
На флаерах (листовочки маленького размера) должна быть та же
информация, что и на афишах. Раздаются флаеры во время сеансов киноклуба и
раскладываются в местах скопления потенциальных зрителей. Интернет имеет смысл
осваивать при наличии достаточного количества пользователей в данном населенном
пункте.
Создайте сайт киноклуба, вывесите туда обновляемую афишу,
остальное – по вкусу. Можно запустить e-mail-рассылку анонсов. Собирайте у
зрителей адреса электронной почты и высылайте на них анонсы. Ищите посещаемые
городские форумы. Заводите там тему "Неформатный киноклуб Крыжополя"
и вешайте в ней анонсы ваших показов.
Зовите на самое хорошее кино знакомых журналюг, пишущих
(снимающих) о культуре. Просите опубликовать статью о кино или интервью с
организаторами и анонсы будущих показов. Пробуйте дать рекламу через газету
бесплатных объявлений (в разных городах бывает разная "политика"
публикаций в этих изданиях). Вся реклама делается не за день и не за два, а
заранее (неделя, две), иначе это будут зря выброшенные время, силы и средства.
Треть зала обычно приходит, узнав о фильме от знакомых – "сарафанное радио",
если анонсы были сделаны вовремя.
Налаживайте контакты с другими киноклубами. Это полезно для
обмена опытом и расширения видеотеки клуба.
Не только кино
В общем-то, в рамках киноклуба можно не только смотреть
кино. Можно дальше расширять контркультурное пространство, устраивая
фотовыставки (даже через проектор), дискуссии на интересующие вас темы –
анархизм, капитализм, коммунизм, фашизм, экология, встречи с интересными
людьми, акустические концерты и т.д. Главное, как можно больше задействовать
воображение.
***
Чего смотреть?
Киноклуб неформатного кино "Диверсия" – www.diversija.narod.ru
Фильмотека «Автонома» – avtonom.org/video
|