Печать
Просмотров: 483
|
28.11.2007 | Рецензия на фильм «В значит Вендетта»
|
V for Vendetta
Режиссер Джеймс МакТиг
Сценарий Энди и Ларри Вачовски
2006
Не знаю, достигнет ли новый фильм
братьев Вачовски культовости «Матрицы», но на кое-какие интересные размышления
он все же наводит.
Сюжетная основа стереотипна:
благородный герой-одиночка сражается со Злом, случайно встречает героиню, дважды
спасая которую, вынужден посвятить ее в свои планы, погибает, не дождавшись
развязки, но героиня успешно завершает дело. Гораздо интереснее, что в роли Зла
выступает тоталитарная диктатура, основавшаяся на родине парламентаризма, тоже,
впрочем, со всеми стандартными атрибутами: харизматическим лидером нации,
тотальной телепромывкой мозгов, всевластием тайной полиции и секретными
экспериментами над людьми. Актуальности этой вневременной схеме придает тот
факт, что диктатура была установлена на волне народного страха, вызванного
террористической атакой с применением биологического оружия, приписанной
властями мусульманам, а на самом деле являющейся провокацией спецслужб (Коран,
кстати, входит в число запрещенных книг). Главный герой (его зовут V) тоже
действует совершенно террористическими методами – убивает пособников режима и
взрывает правительственные здания. А еще он весь фильм ходит в белой маске Гая
Фокса (Вачовски талантливо обыгрывают фольклорный образ этого архетипического
заговорщика), и лица его мы так и не видим (намек сами понимаете на кого). С
другой стороны, именно инспирированная V мода на эти маски становится одной из
предпосылок победы народного восстания в финале фильма (власть бессильна, когда
не знает, кто ее атакует!). Герой вообще сильно отличается от главных персонажей
культовых фильмов периода раннего антиглобализма – вместо близких зрителю фигур
страдающего шизофренией клерка или талантливого программиста-хакера в «Вендетте»
выступает совершенно «неотмирная» личность в черном плаще и с кинжалами,
декламирующая стихи Шекспира. Разворот от фантастического реализма к
постиндустриальному романтизму налицо.
Совсем не стандартна сюжетная линия,
связанная с героиней. Вместо ожидаемой зрителем романтической истории происходит
жестокое перевоспитание среднестатистической горожанки в бесстрашную валькирию
революции. Этот эпизод вообще мне показался самым интересным в содержательной
части фильма. О подробностях психолого-педагогической методики V рассказывать не
буду – посмотрите сами. Дальше, героиня, всю дорогу убеждавшая героя, что не
возможно проложить путь к счастью людей с помощью насилия, после его гибели, в
предпоследней сцене, все-таки передумывает и решается взорвать парламент.
Пацифизму не оставлено ни единого шанса.
Но главное впечатление от фильма у
меня оставил вовсе не сюжет, а сам способ передачи послания зрителю. Конечно,
беготни, поединков и красивых спецэффектов хватало и в «Матрице», но там они
разбавлялись изрядной долей рассуждений, содержательных, часто очень даже
интересных, диалогов, дискурсивным посланием, одним словом. «Вендетта» же не
просто состоит из голого экшена, она не объясняет, она, с помощью
завораживающего аудио- и видеоряда, внушает на уровне подсознания, что
власть – зло, восстание – благо, свобода – дороже жизни, а насилие –
единственный путь для революционера. После просмотра я не мог отделаться от
мысли, что режиссер создавал свое революционное искусство для нового поколения,
руководствуясь идеями Альфредо Бонанно :) (о которых читайте в этом номере). И
еще я искренне удивлялся, какой все-таки высокий уровень демократии в нашей
стране, раз власти пропустили этот фильм в открытый прокат. Его пропагандистский
эффект намного превосходит какой-нибудь «ФСБ взрывает Россию». Кстати, пару
месяцев спустя после просмотра, в Питере, оказавшись, подобно многим товарищам
этим летом, в линейном отделении милиции, я убедился, что не все представители
власти относятся к «Вендетте» столь беспечно. Одна сотрудница сего заведения
выразила бурное негодование фильмом, когда увидела знакомый образ V на
иллюстрации в изъятом «Автономе» №27.
Оно конечно и весело, но и печально,
вдруг правда только такого рода пропаганда будет действенна в будущем? Жалко мне
как-то слово и мысль. В общем, посмотрите фильм, может, придете к другим
выводам.
VV (значит Путин)
|