Печать
Просмотров: 1049
|
15.03.2007 | Culture jamming и Urban guerrila во времена поп-культуры
|
Жизнь
в современном городе - это постоянное противостояние извергающемуся
отовсюду информационному потоку. Сегодня городское пространство
регулируется законами, которые в малой степени удовлетворяют
потребности самих горожан. Сравнение города с бездушной машиной можно
усилить сравнением с супермаркетом. Город на каждом углу
искушает тысячей новых возможностей - витринами магазинов, плакатами,
рекламками и биллбордами, которые на каждом шагу обещают новые
впечатления, удовлетворение всех желаний, а также вызывают эти желания.
Jamming в одном из значений означает "заглушать". Джаммер - человек,
который реагирует на принимаемую информацию не только как потребитель,
но и как творец, который од-творяет смысл и пере-творяет его. Jamming -
это контркультурная стратегия, задачи которой - переворачивание смысла
исходных посланий с целью показать их первоначальную ложь или
уничтожить ее воздействие посредством иронических дописок. Это
отвоевывание себе кусочка свободы через игру. Игра - вызов скуке,
которая по неписаным правилам окружает нас в различных предписаниях,
касающихся потребления, работы и отдыха. Jamming превосходно
используется в виртуальном пространстве, потому что является
"медиа-бунтом" против искусственно созданной симуляции повседневности. Джаммер
старается найти контакт с реальной, неопосредованной жизнью. Группу
ПифПаф как место активности интересует город. У него есть сходство с
участниками движения spacehijacers ("разрывающими пространство"),
которые занимаются творческим, полулегальным освоением городского
пространства с целью временного использования его другим - веселым -
способом. Мы
живем в Кракове - городе, где удобно жить мирно и согласно своему ритму
– как в теплой колыбельке. В нем можно утратить бдительность, дать себя
успокоить. Мы немного будоражим эту атмосферу, показывая
неудовлетворенность существующими правилами игры. Мы делаем это ради
нашего права на пространство и развлечение. Не
все акции можно назвать jamming. В качестве классического примера можно
привести наши увлечения биллбордами, которые начались с трафарета "po
co ci to?" («тебе это надо?») на биллбордах, а закончились доклеиванием
людям на рекламных плакатах города комиксовых "облачков" с диалогами. Эти
акции должны были обратить внимание на неравенство, касающееся
городского пространства. Фасад дома или специальное пространство,
выделенное под рекламные цели - это собственность, зарезервированная
для богатого рекламодателя. Мнение же потребителя, взгляд которого,
хочешь или не хочешь, утыкается в рекламный биллборд, никто не
спрашивает. Его обязанность - потребление. К тому же нелегальность
написания личного комментария на рекламе закреплена юридически, что
показывает диспропорцию между властью и информацией. Критерий носит
финансовый характер – тот, кто выкупил биллборд, может изображать на
нем любое сообщение в свободной форме и эстетике - абсурдную курицу за
6,99, заходящихся в смехе женщин – все, что угодно. То, что мы делаем -
прежде всего, игра с переинтерпретацией пространства, наполненного
различными предписаниями и призывами. Эта
игра принимает форму спонтанных и запланированных ситуаций, дающих
возможность использовать пространство по-другому. Танцевать в подземных
переходах под хиты 1980-х. Или играть в игру, во время которой мы
ходили в общественные учреждения и магазины и просили работников
передать письмо со следующими этапами игры другим участникам. Каждая
такая акция - перелом в нормальном функционировании пространства и
создание шанса на разрушение невидимых культурных барьеров, которые
установлены сверху. Jamming в этом смысле - голос за большую свободу
или, если кто хочет, демократизацию, в ситуации, когда фактическое
влияние обывателя на свою среду ограничено и почти незаметно. Группа
3Fala - 3F («третья волна») появилась в 1998 году. Наше увлечение
граффити началось гораздо раньше. Во второй половине 1980-х в Польше
был бум на трафаретное (шаблонное) граффити с тематикой свободы,
экологическими и антивоенными надписями. Почти все, что появлялось на
стенах, имело политический характер. Мы были маленькими диверсантами и
били понемногу коммунистическую систему. Шло время, и улицы, районы,
вагоны, стены залила другая волна изображений. Тэги, серебро, дизайн -
одним словом, Америка. Разноцветно, но без социального содержания. Мы
создаем третью волну польского граффити, живо реагирующего на
общественно-политические события. Мы
стараемся донести до людей наши идеи, чтобы обратить их внимание на
важные события и проблемы. В тоже время, мы хотим вдохновить
потребителей нашего творчества сделать что-то доброе для других. Мы
занимаемся уличным искусством, превосходно развлекаемся и развиваем
воображение, не ограничиваясь при этом только одной техникой: вырезаем
и рисуем трафареты, рисуем из баллона, клеим наклейки и сделанные
вручную плакаты. Наши
надписи маркерами, касающиеся места и времени акций, отличаются от
старой традиции тэгов. Когда Буш собирался начать войну с Ираком, в
кинотеатрах показывали фильм "Властелин Кольца. Две Башни". Мы писали:
"Две Башни рухнули, но Властелин Кольца по-прежнему у Власти и
развязывает войну с жестоким Господином Ираком. Присоединяйся к
Дружине, которая спасет Мир от призрака смерти и уничтожения". Кто
знает биографию Буша, поймет, о ком говорит следующая поговорка:
"Подумал, что навернулся, и чертыхнулся. Развязал с Ираком войну, лучше
бы остался пьяным во рву". Мы рисовали на потолках "Призрак войны висит
над нами". На экране выброшенного телевизора мы написали: "Слишком
много Америки". Мы
придумываем и развиваем самопальные техники, выбиваем на камнях символы
и мантры, вклеиваем в стены или тротуары керамические маски, зеркальца
с выцарапанными посланиями. Зеркало притягивает внимание прохожих, кто
из нас не любит смотреться в зеркало? Надо только однажды взглянуть, и
внимание будет приковано к выцарапанным на внутренней стороне зеркала
надписям и символам. Мы рисуем на стеклянных плитках, которые потом
монтируем на улицах. Сначала в тишине дома переделываем звонкую
стеклянную деталь, получая высшее творческое удовлетворение, а затем
клеим - наклеенное стекло трудно отклеить, поэтому мы получаем прочную,
долгоживующую работу. Интересуют нас и более «воздушные» дела. Вместо
того, чтобы развиваться в направлении агрессивных уличных действий, мы
часто выбираем использование флажков с добрыми надписями, которые при
дуновениях ветра наполняют городское пространство позитивной энергией,
как молитвенные флаги на Тибете. Мы
делаем и развешиваем по городу "kramelki" - деревянные прищепки для
писем, посланий, шариков, четок с надписями "Мир и Свобода", "Нет
войне" и другими. Каждый может снять такую прищепку с водосточной
трубы, дорожного знака и забрать домой. Также мы рисуем на пустых
банках из-под краски и оставляем их на улицах, устанавливаем кошколовов
- древних птиц, сделанных из прутьев, корней и шнура. Таким
образом, мы демонстрируем наше несогласие с расистскими, ксенофобскими
идеями, войной в Ираке и нагнетанием насилия между Израилем и
Палестиной. И к потребительскому отношению к жизни. Мы делаем не только
художественные акции, но также собираем средства для гуманитарной
помощи. У
нас есть свой кодекс: мы не рисуем на свежей штукатурке, памятниках и
сакральных объектах. Нас несет ветер, а не наркотики. Мы ищем места, в
которых наши трафареты оживят улицы. Занимаемся своим делом без
ортодоксальных принципов и не лижем никому задницу. "Третья волна"
становится понемногу платформой, которая объединяет людей из
Бельско-Бялы, Жывца, Варшавы, Междуречья, Быдгошча, Вальбрыха. Каждый
может стать творцом «третьей волны» уличного искусства. Каждый, кому
близки наши идеи, и каждый, кто разделяет наши принципы. Читайте www.3fala.art.pl
|